В основе метода Ци Мень Дун Цзя (Уход через Чудесные Врата), как и практически всех прочих прогностических техник, зародившихся в Древнем Китае и широко использующихся сегодня на всех уровнях бытия, лежит все тот же традиционный (или циклический) календарь.
Китайский циклический календарь – это своеобразная карта времени, в которой закодированы связи между событиями нашей жизни, тенденции ее развития, счастье и несчастье, расцвет и упадок. Техники Чудесных Врат помогают раскодировать связь между операторами китайского календаря и окружающей нас действительностью. Поскольку календарь имеет такое большое значение во всех прогностических техниках Китая и в Ци Мень Дун Цзя в частности, то поверхностное отношение к его пониманию, а значит и к применению может привести практикующего ко многим ошибкам. Именно поэтому изучение техник Ци Мень Дун Цзя мы начнем с того, что разберемся, как именно и почему именно так, а не иначе устроен китайский календарь.
Устройство китайского календаря
В основе китайского календаря лежат астрономические явления: смена дня и ночи, изменение фаз Луны и смена времен года. Эти явления дают основные единицы измерения времени: солнечные сутки, лунный месяц и солнечный год. Движение Земли по орбите вызывает кажущееся перемещение Солнца на фоне далеких звезд. Линия, по которой оно происходит, называется эклиптикой.
Эклиптика — это эллипс, плоскость которого наклонена к плоскости земного экватора примерно под углом 23°27′. Этот наклон обусловливает смену времен года. Движение Солнца на небе определяет повторение одних и тех же времен года в одинаковое время и, следовательно, ритм произрастания растений, жизни человека и животных. Вся жизнь на Земле зависит от Солнца, а количество света и тепла, получаемое от него, определяется в основном углом падения солнечных лучей на земную поверхность.
В результате перемещения по эклиптике Солнце ежедневно меняет точки восхода и захода, а также свою полуденную высоту. Так, на широте Петербурга в день зимнего солнцестояния, то есть около 22 декабря, Солнце восходит на юго-востоке, в полдень достигает небесного меридиана на высоте всего 6°50’ и заходит на юго-западе. Этот день в Петербурге самый короткий в году – он длится всего 5 час. 54 мин.
На следующий день Солнце взойдет уже несколько восточнее, в полдень поднимется немного выше вчерашнего, а зайдет несколько западнее. Так будет продолжаться до дня весеннего равноденствия, наступающего около 21 марта. В этот день Солнце взойдет точно в точке востока, а высота его увеличится на 23°50’ по сравнению с полуденной высотой в день зимнего солнцестояния, то есть будет равна 30°. Затем Солнце начнет опускаться и зайдет точно в точке запада. В этот день ровно половину своего видимого пути Солнце совершит над горизонтом, а другую половину ─ под ним. Поэтому день будет равен ночи.
После весеннего равноденствия точки восхода и захода Солнца продолжают смещаться к северу, а полуденная высота ─ увеличивается. Так происходит до дня летнего солнцестояния, когда Солнце восходит на северо-востоке и заходит на северо-западе. Полуденная высота Солнца увеличится еще на 23°50’ и будет равна в Петербурге около 65°50’.
Затем Солнце, продолжая свой путь по эклиптике, с каждым днем опускается все ниже, и дневной путь его укорачивается. В точке осеннего равноденствия, около 23 сентября, день вновь равен ночи. В дальнейшем полуденное Солнце продолжает опускаться все ниже, дни укорачиваются, пока вновь не настанет зимнее солнцестояние.
Видимое движение Солнца и связанная с ними смена времен года были хорошо известны древним наблюдателям. Необходимость предсказывать наступление того или иного времени года послужила толчком к созданию первых календарей, основанных на движении Солнца.
24 сезона
Китайским астрономам удалось довольно точно вычислить величину угла наклона земной оси и определить разную длительность солнечных сезонов. Определение наступления солнечных сезонов было одной из самых важных задач древнекитайской астрономии, поскольку календарю уделялось очень большое внимание, а солнечные сезоны – основа календаря.
Деление года на 24 сезона в зависимости от положения Солнца на эклиптике начало применяться в период династии Цинь (246 – 201 гг до н. э.). Длительность сезонов различна, поскольку в соответствии со 2-ым законом Кеплера, чем ближе к Солнцу находится Земля, тем быстрее она движется по орбите. Между 2-м и 4-м января Земля достигает перигелия (ближайшего положения к Солнцу) и движется с наибольшей скоростью. Поэтому продолжительность зимних сезонов всего 89 дней. В то время как лето длится 94 дня.
За год Солнце проходит путь по Небесной сфере, называемый эклиптикой, общая долгота которой 360°. 24 солнечных сезона делят эклиптику на равные сегменты по 15° каждый. Точка весеннего равноденствия соответствует 0° долготы, летнее солнцестояние – 90°, осеннее равноденствие – 180°, а зимнее солнцестояние – 270°. В таблице ниже приведены данные по всем 24 сезонам.
N | Солнечный сезон | Китайское название | Начало сезона | Долгота Солнца |
1 | Начало весны | 立春 Ли чунь | 4-5 февраля | 315° |
2 | Дождевая вода | 雨水 Юй Шуй | 19-20 февраля | 330° |
3 | Пробуждение личинок | 驚蟄 Цзин чжи | 5-6 марта | 345° |
4 | Весеннее равноденствие | 春分 Чунь фэнь | 20-21 марта | 0° |
5 | Чистота и ясность | 清明 Цин мин | 4-5 апреля | 15° |
6 | Хлебные дожди | 穀雨 Гуй ю | 20-21 апреля | 30° |
7 | Становление лета | 立夏 Ли ся | 5-6 мая | 45° |
8 | Малое насыщение | 小滿 Сяо мань | 21-22 мая | 60° |
9 | Колошение хлебов | 芒種 Ман чжун | 5-6 июня | 75° |
10 | Летнее солнцестояние | 夏至 Ся чжи | 21-22 июня | 90° |
11 | Малая жара | 小暑 Сяо шу | 7-8 июля | 105° |
12 | Большая жара | 大暑 Да шу | 23-24 июля | 120° |
13 | Становление осени | 立秋 Лю ци | 7-8 августа | 135° |
14 | Прекращение жары | 處暑 Чу шу | 23-24 августа | 150° |
15 | Белые росы | 白露 Бай лу | 7-8 сентября | 165° |
16 | Осеннее равноденствие | 秋分 Цю фэнь | 23-24 сентября | 180° |
17 | Холодные росы | 寒露 Хань лу | 8-9 октября | 195° |
18 | Выпадение инея | 霜降 Шуан цзян | 23-24 октября | 210° |
19 | Становление зимы | 立冬 Ли дун | 7-8 ноября | 225° |
20 | Малые снега | 小雪 Сяо сюэ | 22-23 ноября | 240° |
21 | Большие снега | 大雪 Да сюэ | 7-8 декабря | 255° |
22 | Зимнее солнцестояние | 冬至 Дун чжи | 21-22 декабря | 270° |
23 | Малые холода | 小寒 Сяо хань | 5-6 января | 285° |
24 | Большие холода | 大寒 Да хань | 20-21 января | 300° |
Поскольку начало солнечного сезона зависит только от долготы Солнца, то есть положения Земли на орбите и не зависит от суточного вращения Земли вокруг своей оси, то солнечный сезон наступает одновременно на всей планете. Понимание этой особенности китайского календаря особенно важно. Можно сказать, что это ключ к правильному использованию китайского календаря.
Два сезона образуют солнечный месяц, в году 12 месяцев. Каждый месяц имеет свой знак Земной ветви — 寅, 卯, 辰, 巳, 午, 未, 申, 酉, 戌, 亥, 子, 丑. Год начинается с сезона Ли Чунь, который входит в месяц Инь Таким образом, чтобы определить время начала первого месяца года и соответственно время начала года, нужно вычислить время, когда эклиптическая долгота Солнца равна 315°. В китайских календарях все времена и даты указаны для временной зоны GMT+8, и если мы хотим определить какому времени другой временной зоны они соответствуют, нужно произвести несложные расчеты. Например, в китайском календаре указано, что год 己丑 начинается 4-го февраля 2009-го года в 00:51. Это время временной зоны Китая — GMT+8, которое опережает Гринвичское на 8 часов. Значит, когда в Китае часы показывают 0 часов 51 минуту, Биг Бен в Лондоне показывает на 8 часов меньше – 16:51, а часы на башне Кремля – на 3 часа больше, чем в Лондоне и на 5 часов меньше, чем в Китае – 19:51. Часы в разных точках планеты показывают разное, но фактически это один и тот же момент времени, момент, когда эклиптическая долгота Сонца равна 315°. Аналогичная ситуация и с началом других солнечных сезонов.
Людям, привыкшим к Григорианскому календарю поначалу не понятно, зачем китайский календарь построен таким образом, что месяц может начинаться посреди дня и при этом первая часть суток попадет в один месяц, а вторая в другой. Это же сложно и неудобно! Ответ прост: при создании китайского календаря не преследовалась цель сделать его простым и легким в использовании. Календарь использовался для предсказаний, планирования военных операций и других государственных дел, главное в нем – точность. А то, что он сложен… ну что ж, император не зря содержал целую армию астрономов.
Итак, если день попадает на границу сезонов, то его части относятся к разным месяцам. Каким же образом в Китае делили сутки на части? День разделялся на 12 равных частей, называвшихся 12 Chen. Если перевести эти единицы в привычные нам часы, то получится, что каждому Chen соответствует 2 наших часа. Примерно с шестого века до нашей эры в качестве названий двухчасовок Chen стали использовать названия Земных ветвей.
1 | Крыса | 子 | 23:00 – 1:00 |
2 | Бык | 丑 | 1:00 – 3:00 |
3 | Тигр | 寅 | 3:00 – 5:00 |
4 | Кролик | 卯 | 5:00 – 7:00 |
5 | Дракон | 辰 | 7:00 – 9:00 |
6 | Змея | 巳 | 9:00 – 11:00 |
7 | Лошадь | 午 | 11:00 – 13:00 |
8 | Овца | 未 | 13:00 – 15:00 |
9 | Обезьяна | 申 | 15:00 – 17:00 |
10 | Петух | 酉 | 17:00 – 19:00 |
11 | Собака | 戌 | 19:00 – 21:00 |
12 | Свинья | 亥 | 21:00 – 23:00 |
Двухчасовки следовали в таком порядке, что полдень (время самого высокого Солнца) попадал точно в середину часа Лошади (午), а соответственно полночь – в середину часа Крысы (子). Смена суток происходит в середине часа Крысы.
Подведем итог. Смена лет и месяцев зависит от движения Земли по орбите вокруг Солнца, а смена дней и часов зависит от вращения Земли вокруг своей оси. Для определения времени смены лет и месяцев нужно определять эклиптическую долготу Солнца, а для определения времени смены дней и часов нужно учитывать солнечное время в данной местности.
Применительно к использованию метода Ци Мень Дун Цзя мы должны понимать, что именно двухчасовка фиксирует те изменения энергетической структуры времени, которые, будучи наложенными на характеристики пространства, дают основные фрагменты карты времени для анализа.
Каждой двухчасовке соответствует схема расклада Чудесных Врат, анализируя которую специалист может сделать прогноз, соответствующий моменту, а благодаря цикличности времени, проанализировать динамику развития ситуации.