ОСНОВЫ ЦИ МЕНЬ ДУН ЦЗЯ 1.2. Небесные стволы и Земные ветви. Цикл Цзя Цзы.

Разобравшись с принципами общего устройства китайского календаря, перейдем к другому важнейшему понятию, лежащему в его основе. Это понятие о цикличной природе времени. Именно знание циклических закономерностей изменения времени позволяет специалисту увидеть  ситуацию в динамике и составить прогноз на развитие событий. Прежде, чем мы перейдем к описанию циклических закономерностей нам нужно ознакомиться с элементами или операторами, описывающими структурные единицы времени (год, месяц, день, час).

Применительно к техникам ЦМДЦ из всего многообразия операторов, описывающих циклы времени, нас интересуют десять Небесных стволов и двенадцать Земных ветвей. Именно они являются ключевыми категориями китайского календаря, так как с их помощью могут быть определены энергетические характеристики как времени, так и пространства (направления). Каждый момент времени может быть описан тем или иным сочетанием этих знаков, представляющих фундаментальные природные силы.

Десять стволов – это просто два аспекта каждого из Пяти элементов. Поскольку все сущее можно охарактеризовать с точки зрения инь-ян, то и Пять элементов не являются исключением. Поэтому Стволов десять (5Х2).

Десять Небесных стволов:

Небесный ствол Название Инь, ян Пять движений Направление
1 Цзя ян Дерево Восток
2 И инь Дерево Восток
3 Бин ян Огонь Юг
4 Дин инь Огонь Юг
5 У ян Почва Центр
6 Цзи инь Почва Центр
7 Гэн ян Металл Запад
8 Синь инь Металл Запад
9 Жэнь ян Вода Север
10 Гуй инь Вода Север

Рассмотрим еще один набор символов, связывающих воедино направление и время. Западная наука заговорила о пространственно-временном  континууме менее ста лет назад. А в Китае были уверены, что существует связь между временем и пространством в течение более тысячи лет.

Двенадцать Земных ветвей обычно связывают с так называемыми «звериными знаками» популярной китайской астрологии. Ветвь I связана с Крысой, ветвь II с Быком и так далее. Ветви также связаны с сезонами (4 сезона по три месяца в каждом дают 12 Ветвей) и 12 сдвоенными часами составляющими полные сутки.

Для нас одним из основных аспектов является соотношение каждой из Земных ветвей с компасными направлениями.

Двенадцать земных ветвей:

Земная ветвь Название 12 животных Инь, ян Пять движений Направление
1 Цзы Крыса ян Вода Север
2 Чоу Бык инь Почва Центр
3 Инь Тигр ян Дерево Восток
4 Мао Кролик инь Дерево Восток
5 Чэнь Дракон ян Почва Центр
6 Сы Змея инь Огонь Юг
7 У Лошадь ян Огонь Юг
8 Вэй Овца инь Почва Центр
9 Шэнь Обезьяна ян Металл Запад
10 Ю Петух инь Металл Запад
11 Сюй Собака ян Почва Центр
12 Хай Свинья инь Вода Север

Двенадцать Земных ветвей объединяют направления с различными периодами времени. Например, ветвь Цзы связана со знаком Крысы, севером, серединой зимы и полночью.

Взятые по отдельности Стволы и Ветви не имеют большого значения,  но вместе они используются для всех видов расчетов и называются системой Цзя Цзы.

Цикл Цзя Цзы

Каждому году, месяцу, дню и часу присваивается один из Небесных стволов. Характеристика Небесного ствола условно считается небесной янской характеристикой ВРЕМЕНИ. В тоже время, каждому отрезку времени ставится в соответствие одна из Земных ветвей, условно считающаяся иньской характеристикой МЕСТА. Небесные стволы и Земные ветви вступают во взаимодействие, образуя 60 типов комбинаций Стволов и Ветвей. Именно  эти  комбинации составляют цикл Цзя Цзы, лежащий в основе рассматриваемого нами китайского календаря. Название ― Цзя Цзы соответствует названию первой комбинации цикла.

В таблице ниже приведены все 60 комбинаций цикла, которые в некоторых системах (например в Ба Цзы) называются Столпами.

Цикл Цзя Цзы:

 

1

甲 – 子

Цзя-Цзы

 

11

甲 – 戌

Цзя-Сюй

 

21

甲 – 申

Цзя-Шэнь

 

31

甲 – 午

Цзя-У

 

41

甲 – 辰

Цзя-Чэнь

 

51

甲 – 寅

Цзя-Инь

 

2

乙 – 丑

И-Чоу

 

12

乙 – 亥

И-Хай

 

22

乙 – 酉

И-Ю

 

32

乙 – 未

И-Вэй

 

42

乙 – 巳

И-Сы

 

52

乙 – 卯

И-Мао

 

3

丙 – 寅

Бин-Инь

 

13

丙 – 子

Бин-Цзы

 

23

丙 – 戌

Бин-Сюй

 

33

丙 – 申

Бин-Шэнь

 

43

丙 – 午

Бин-У

 

53

丙 – 辰

Бин-Чэнь

 

4

丁 – 卯

Дин-Мао

 

14

丁 – 丑

Дин-Чоу

 

24

丁 – 亥

Дин-Хай

 

34

丁 – 酉

Дин-Ю

 

44

丁 – 未

Дин-Вэй

 

54

丁 – 巳

Дин-Сы

 

5

戊 – 辰

У-Чэнь

 

15

戊 – 寅

У-Инь

 

25

戊 – 子

У-Цзы

 

35

戊 – 戌

У-Сюй

 

45

戊 – 申

У-Шэнь

 

55

戊 – 午

У-У

 

6

己 – 巳

Цзи-Сы

 

16

己 – 卯

Цзи-Мао

 

26

己 – 丑

Цзи-Чоу

 

36

己 – 亥

Цзи-Хай

 

46

己 – 酉

Цзи-Ю

 

56

己 – 未

Цзи-Вэй

 

7

庚 – 午

Гэн-У

 

17

庚 – 辰

Гэн-Чэнь

 

27

庚 – 寅

Гэн-Инь

 

37

庚 – 子

Гэн-Цзы

 

47

庚 – 戌

Гэн-Сюй

 

57

庚 – 申

Гэн-Шэнь

 

8

辛 – 未

Синь-Вэй

 

18

辛 – 巳

Синь-Сы

 

28

辛 – 卯

Синь-Мао

 

38

辛 – 丑

Синь-Чоу

 

48

辛 – 亥

Синь-Хай

 

58

辛 – 酉

Синь-Ю

 

9

壬 – 申

Жэнь-Шэнь

 

19

壬 – 午

Жэнь-У

 

29

壬 – 辰

Жэнь-Чэнь

 

39

壬 – 寅

Жэнь-Инь

 

49

壬 – 子

Жэнь-Цзы

 

59

壬 – 戌

Жэнь- Сюй

 

10

癸 – 酉

Гуй-Ю

 

20

癸 – 未

Гуй-Вэй

 

30

癸 – 巳

Гуй-Сы

 

40

癸 – 卯

Гуй-Мао

 

50

癸 – 丑

Гуй-Чоу

 

60

癸 –亥

Гуй-Хай

В Китае протяженность господства той или иной императорской династии и даже жизнь человека исчисляются шестидесятилетними циклами. Каждая комбинация Ствола и Ветви дает название одному из годов такого цикла.

Люди говорят о годе Тигра (например 2010 год) или годе Быка (например 2009 год). На самом деле следовало бы говорить, что 2010 год управляется ветвью Инь, а 2009-й год – ветвью Чоу. Элементы также играют роль в названии года: 2009 год был годом Земляного Быка, а 2010–й – год Металлического Тигра.

Как уже говорилось, комбинации Стволов и Ветвей соответствуют определенным годам. Первая комбинация, или Цзя Цзы соответствует, например, 1984 году – это год янской Деревянной Крысы. Именно эта комбинация дает начало каждому 60-ти летнему циклу. В следующий раз такая комбинация Ствола и Ветви для года повторится в 1984+60=2044 году.

Потоки Ци меняют свое качество в зависимости от времени, дня, месяца или года.  Схематически  такие  изменения  отражаются  в  сочетании  операторов расклада Ци Мень Дун Цзя. В основе таблицы лежит магический квадрат Ло Шу, без понимания основных принципов построения которого не стоит переходить к самой системе Ци Мень Дун Цзя.

! 4-20